Цены после создания зоны свободной торговли с ЕС .
Осталось менее трех месяцев до саммита Восточного партнерства в Вильнюсе, где ожидается подписание Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом. Украинские и европейские политики говорят: для Украины откроются новые рынки сбыта, а европейские товары у нас подешевеют.Объем торговли с ЕС в 2012-м превысил $40 млрд. Больше половины (более $25 млрд) приходится на импорт.
У Европы мы покупаем многое: еду, бытовую химию, технику, автомобили и цветы. Только в прошлом году молока и кисломолочных продуктов в ЕС мы закупили на $26 млн. Поставляют нам европейскую рыбу (замороженную и в консервах: лосось, форель, креветки, раки, камбалу, палтус), сыры (с плесенью, фету, пармезан, голландский), грибы (польские шампиньоны), фасоль и шпинат (бельгийские и польские), виноград, персики и сливы (греческие, итальянские и испанские), детское питание. Пользуются спросом европейские порошки, гели для душа, средства по уходу за телом.
Много Украина закупает и бытовой техники: кондиционеров (в2012-м ввезли в Украину на $35 млн), холодильников (на $189 млн), стиральных машин (на $46 млн). Отдают предпочтение украинцы и европейским автомобилям: в 2012-м в Украину ввезли более 113 млн машин почти на $1,6 млрд (в основном из Германии, Англии, Польши и Франции). Правда, после введения спецпошлин и утилизационного сбора продажи европейских авто в Украине упали в среднем на 8% (данные Ассоциации автопроизводителей Украины). Много ввозится европейских лекарств: в прошлом году медикаментов мы закупили на $2 млрд.
По словам экспертов, после создания ЗСТ подешевеют: автомобили и бытовая техника (минимум на 10%), лекарства (5-10%), продукты питания (в том числе и детского) — тоже на 3-5%. «Снижение цен произойдет за счет обнуления ввозных пошлин», — пояснил исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. «С автомобилями есть еще один нюанс.
Если европроизводители будут утилизировать свои авто в Украине (построят у нас заводы или возьмут мощности в аренду. — Авт.), они подешевеют на 20%, если им придется платить утилизационный сбор — машины упадут в цене в среднем на 10% (размер ввозных пошлин)», — сказал нам директор Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Могут отменить и спецпошлины на импортные авто, которые ввели 15 апреля — это не так давно пообещал европейцам глава нашего МИДа Леонид Кожара, но вопрос пока обсуждается.Есть и обратная сторона медали.
Эксперты побаиваются, что европейские товары начнут вытеснять отечественные. «Украинские потребители получат доступ к дешевым и качественным иностранным товарам. Это может привести к убыткам отечественных производителей», — считает Олег Устенко.
Депутаты понимают риски и уже разработали законопроект, который поможет исправить ситуацию. «Регионалы» предлагают правительству выдавать госгарантии по кредитам, которые берут наши компании (сейчас такую возможность имеют только госпредприятия). «Через два месяца после подписания Соглашения полноценно заработает зона свободной торговли, к нам хлынут европейские товары. А в ЕС, как вы знаете, требования к качеству высокие. Многие наши предприятия не могут похвастаться европейскими стандартами качества.
Если законопроект примут, у них появится возможность участвовать в конкурсах на получение кредитов под гарантии правительства. На эти деньги они смогут модернизировать производство, чтобы конкурировать с европейцами и не потерять своего покупателя».