Православная Икона отличается от западной религиозной
живописи тем, что икона не портрет и не картина.
На иконе
пишутся не лица, а "лики”, черты нереальны, глубокий взгляд расширенных
глаз придает им выражение строгого, благого покоя и безболезненной
печали, далекой от мирской суеты. Святые движутся и живут на отвлеченном
золотом фоне в присутствии ангелов или в окружении сказочных гор,
невиданных растений и райских цветов. Условное положение рук обозначает
удивление, молчание, печаль и молитву. По мирским понятиям, отсутствует,
архитектура орнаментальна, прозрачные здания позволяют видеть
одновременно внешние их очертания и внутреннее
убранство.
Икона прибыла на Русь сложившейся догматически
и по своему духовно-религиозному содержанию, и по художественному
письму. По постановлению Отцов Церкви, икона не может быть домыслом
личных религиозных воззрений художника и плодом его благочестивого
воображения. На иконе каждая деталь должна быть основана на Священном
Писании, Священном Предании и источниках, одобренных Церковью.
В требуемых
Церковью отвлеченных образах святых "атрибуты”, установленные каждому,
помогали к их опознанию: мученики держат крест или орудие мученичества,
епископы — Евангелие, пророки — свитки, строители церквей и монастырей —
модели зданий, святые врачи, как св. Пантелеймон, свв. Косма и Дамиан,
держат ларец с лекарствами и лжицу. Все святые пишутся с бородами, кроме
ангелов, которые, по словам Подлинника, "юноши неописуемой красоты”; то
же и святые, умершие в юном возрасте, как св. Георгий Победоносец, св.
Димитрий Солунский, св. кн. Глеб и св. Иоанн Богослов, бывший юным при
земной жизни Христа.
Существует распространенное мнение, что
иконописный Подлинник ограничивал творчество художника и препятствовал
развитию искусства, но образцы давали лишь схему неизменной
догматической сущности, и иконописец заполнял контуры по своему умению,
выбирая и расцветку по личному усмотрению. Он мог от себя добавить
архитектурные детали, увеличить число ангелов и второстепенных фигур,
украшать пейзаж растениями и цветами, не изменяя, однако, основной
схемы. Новые композиции выдающихся мастеров, по принятии их Церковью,
включались в иконописный Подлинник или распространялись в точной
прорези.
Религия!
Икона пишется на дереве, на липовой или
кипарисной доске. Кресты и складни вырабатываются на металле, украшаются
эмалью и рельефными изображениями. Иконы малого размера бывают из
глины, кости, меди, серебра и золота.
В старину краски в порошке растирались на воде
или квасе, с добавлением яичного желтка. В настоящее время пользуются
клеевой краской "темпера”. Употребление масляных красок для писания
священных изображений воспрещается из-за химического состава. Готовая
икона покрывается особым лаком —
"олифой”.